Программа воспитательной работы с классным коллективом
по социализации младших школьников
«Маленькие шаги в большой мир»
Пояснительная записка
Программа является авторской . Автор - учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП г. Нолинска Кировской области Лапшина Елена Александровна. Данная программа составлена на основе Программы духовно – нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального образования и Программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования. (С.В.Климин, А.А.Летягин, А.Г.Синицын, Т.Г. Куликова), которые входят в состав материалов, сопровождающих государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения с целью планирования и осуществления воспитательной деятельности.
Общая характеристика программы
Цель данной программы: создание условий для формирования социальных компетенций младших школьников
Содержательное ядро программы:
- включение детей в мир взрослых для решения актуальных жизненных задач, адаптации в динамично изменяющемся обществе.
- воспитание личности самого ребёнка готового к преодолению жизненных проблем, способного понимать, сопереживать и оказывать реальную помощь тем, кто в этом нуждается, как в рамках своего класса, всей школы, так и за её пределами.
Задачи программы:
- Формировать ценностное отношение к окружающему миру, способности доброжелательно и чутко относиться к людям, природе, сопереживать и оказывать посильную помощь.
- Способствовать формированию коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, участвовать в планировании и реализации совместной деятельности с учащимися класса, взаимодействовать с родителями и другими взрослыми людьми для решения конкретных задач.
- Способствовать приобретению обучающимися позитивного социального опыта, развития их личностных качеств.
- Создать условия для развития у учащихся позитивной самооценки, самоуважения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: программа предназначена для детей 7-11 лет.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 4 года обучения.
Этапы реализации программы:
1 этап (1 год обучения) - адаптация и приобретение социальных знаний и опыта;
2этап (2и 3года обучения) - расширение и углубление социальных знаний и опыта;
3 этап (4 год обучения) - получение опыта самостоятельного принятия решения, действия и самоанализа.
Основные формы деятельности
- Подготовка мини-сообщений, докладов.
- Выступление на уроке в роли консультанта, председателя заседания клуба, учителя.
- Общение с умным взрослым (учителем, родителем, специалистом в определённой области знаний).
- Организация групповой и парной работы (пары постоянного состава, пары сменного состава).
- Участие в работе кружка « Мои первые проекты».
- Реализация коллективных проектов, разрабатываемых школьниками под руководством учителя.
- Реализация индивидуальных проектов, разрабатываемых самими школьниками.
- Разработка проектов социально значимой деятельности.
- Организация и участие в трудовых десантах, акциях разного уровня.
- Активное участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях и других мероприятиях.
- Коллективные творческие дела.
Формы представления результатов: оказание конкретной адресной помощи, отчёт о проделанной работе, оформление школьного стенда, фотоотчёт, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация на мини-конференции, научно-исследовательской конференции, классном часе, уроке.
Структурные элементы программы
1 модуль «Мой класс – мои друзья»
Содержание деятельности направлено на достижение первого уровня результатов – приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) и родителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
2 модуль « Школа добрых дел»
Содержание деятельности направлено на достижение второго уровня результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, то есть в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
3 модуль – «Мир, в котором я живу»
Содержание деятельности направлено на достижение третьего уровня результатов - приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия.
Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Ученики приобретают первый опыт самостоятельного решения проблем, взаимодействия с другими людьми, природой, с миром в целом; их развитие и подготовка к дальнейшей самореализации в жизни осуществляется с опорой на ценностные ориентиры: Отечество, семью, культуру, здоровье.
Программа имеет цикличное построение. Каждый модуль имеет одинаковую структуру, но содержание разделов в каждом последующем модуле выстроено на более сложном уровне деятельности.
Главная воспитательная идея программы: помогая другим - помогаешь себе.
Содержание программы
Раздел программы
|
Содержание раздела
|
Помоги себе
|
- Воспитание трудолюбия, бережливости, настойчивости.
- Стремление к познанию и истине, воспитание творческого отношения к учению, целеустремленности.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- Рождение социального «Я» - становление самоосознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.
|
Помоги классу и однокласснику
|
Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания:
- нравственный выбор, жизнь и смысл жизни;
- справедливость, честь, достоинство;
- милосердие, толерантность, забота и помощь, честность, щедрость;
- уважение родителей;
- забота о младших и старших;
- уважение достоинства человека, равноправие;
- ответственность и чувство долга, мораль;
- свобода совести и вероисповедания, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
|
Помоги школе
|
Помоги всем людям, которые нуждаются в помощи
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, формирование таких качеств личности, как милосердие, толерантность, эмпатия.
|
Помоги природе
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, (экологическое воспитание): родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
|
Планируемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня – 1 модуль (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
- приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах поведения;
- овладение основами коммуникативных умений, накопление опыта социального взаимодействия внутри классного коллектива;
- уважительное отношение к другим людям, проявление чувства сопереживания;
- знание правил поведения на природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения.
2. Результаты второго уровня – 2 модуль (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
- развитие ценностных отношений к родному Отечеству, культуре, традициям;
- ценностное отношение к природе и окружающей среде, следование нормам природоохранного нерасточительного поведения.
- уважительное отношение к чужому мнению, умение высказывать свою позицию;
- проявление активности во взаимодействии с обучающимися на уровне класса, образовательного учреждения для решения коммуникативных и познавательных задач;
- проявление чувства доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
- ценностное отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
3. Результаты третьего уровня – 3 модуль (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия)
Школьники получат возможность приобрести:
- опыт самообслуживающей деятельности;
- опыт природосберегающей и природоохранной деятельности;
- опыт социальной и благотворительной деятельности, стремление реально помогать людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию;
- опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми, умение работать в команде;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с представителями общественных организаций, государственных учреждений, редакцией газеты, с органами местного самоуправления в целях решения конкретных вопросов;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, готовность к преодолению жизненных проблем.
- адекватную самооценку своих возможностей.
|