Персональный сайт Е.А. Лапшиной
Каталог файлов
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Обобщение опыта [7]
Портфолио [0]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Приветствую Вас, Гость · RSS 18.05.2024, 10:26

    Главная » Файлы » Текстовые документы » Обобщение опыта

    Методическая разработка: «Формирование основ экологической культуры как одной из составляющих личностного развития школьников»
    [ Скачать с сервера (165.7 Kb) ] 25.02.2018, 17:31

    Методическая разработка по теме:

    «Формирование основ экологической культуры
    как одной из составляющих личностного развития младших  школьников
    »

    «Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».

    (В.А. Сухомлинский)

     

    Целью данной методической разработки является создание системы по формированию основ экологической культуры на уроках и внеурочной деятельности на примере предмета «Окружающий мир».

    Новизна опыта заключается в выявлении этапов формирования экологической культуры и определении форм и методов организации образовательного процесса.

    Целевая аудитория: учителя начальных классов; учителя, работающие в 5-6 классах.

                         Система работы по формированию

    основ экологической культуры

     Определяя экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, как качество личности ребёнка, надо понимать, что она включает в себя систему взаимосвязанных элементов: экологические знания, экологическое отношение и экологическую деятельность. Основываясь на этом, можно выделить три основных этапа формирования экологической культуры:

    1 этап - усвоение обучающимися основных экологических знаний;

    2 этап - формирование у детей экологического отношения к природе;

    3 этап - включение обучающихся в активную экологическую деятельность.

    1 этап - усвоение обучающимися основных экологических знаний.

    Система экологических ценностей – знаний занимает особое место в формировании личности современного школьника. Знания помогают ребёнку разобраться в тех процессах и явлениях, которые происходят в окружающей его среде; позволяют постигать суть природных объектов, выявлять причинно-следственные связи и понимать современные экологические проблемы.

    1) Незаменимым источником экологических знаний являются учебные задания.

    • Это задания, имеющие прямую экологическую направленность.

    Например, объясни экологические знаки, составь правила поведения в природе.

     

    • Задания, направленные на выявление знаний об объектах живой и неживой природы.

    Это могут быть фенологические и экологические рассказы – загадки. Фенологический рассказ можно приурочить к определенному сезону или даже месяцу года. В него намеренно включены фенологические или экологические ошибки. Задача детей – найти эти ошибки во время чтения.  Например, фенологический рассказ «Зимний день».

    • Проблемные задания, раскрывающие причинно-следственные связи в живой природе.

    В теме «Лес – природное сообщество» исследуем проблему «Могут ли белка и крот поменяться квартирами?».

    Главный вывод, который должны сделать дети заключается в том, что без своей среды обитания – своего дома живые организмы жить не смогут, что они в таком случае обречены на гибель.

    • Творческие задания.

    При изучении любой природной зоны России можно предложить ученикам оказаться в роли учёных - исследователей и изучить природную зону с разных позиций: географы, метеорологи, ботаники, зоологи, экологи, социологи.

     

    2) Одной из наглядных форм изучения нового материала является проведение урока в виде заочного путешествия с использованием мультимедийной презентации. Например: заочное путешествие «Нургуш – жемчужина вятского края».

    1. Викторины, конкурсы, олимпиады также играют немаловажную роль в формировании представлений о природных объектах и их взаимосвязях. Например, викторина «Про мохнатых и пернатых».
    1. Учебные проекты способствуют расширению границ изучаемого материала, предоставляют возможность обучающимся получить не только предметные результаты, но и формируют у них метапредметные и личностные УУД. 

    Проект «Сокровища вятского края»

    Тип проекта: монопредметный, коллективный, среднесрочный, информационный.

    Проблема: низкий уровень осведомлённости учеников класса по теме.

    Гипотеза.  Мы предположили, что ученики и других классов тоже мало знают о памятниках природы Кировской области. Эти уникальные объекты привлекли внимание учёных, то и нам будет интересно и полезно узнать о сокровищах вятской природы. Кроме того, это поможет привлечь внимание учеников школы к проблемам экологии родного края.

    Цели проекта: узнать самим и познакомить учеников всей школы с памятниками природы Кировской области.

    Задачи проекта:

    1. Узнать, какие природные объекты в Кировской области подлежат охране.
    2. Выяснить в чём уникальность каждого из них.
    3. Провести анкетирование в 3 – 4 классах и определить уровень осведомлённости учеников школы по данной теме.
    4. Оформить школьный стенд.
    5. Рассказать ученикам своего и других классов о сокровищах вятской природы

    Объект проекта: памятники природы Кировской области.

    Предмет проекта: уникальность каждого охраняемого объекта.

    Продукт проекта: школьный стенд «Сокровища вятской природы».

     

    2 этап – формирование у детей экологического отношения к природе.

    Несмотря на все наши старания, часто дети, изучающие природу только по книгам, могут определить названия животных, растений, изображённых на иллюстрациях, но не узнают их в природе. Почему так происходит?Только знания не могут стать основой устойчивого развития ребёнка. Необходимо научить детей чувствовать красоту природы и боль при виде ее гибели. Знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием.

    Не так это легко - научить ребёнка-непоседу замечать прекрасное в природе. Дайте ему возможность быть в природе, общаться с ней, наблюдать, исследовать, трогать руками, прикоснуться сердцем, воочию увидеть те экологические проблемы, о которых читаем на страницах учебников. Здесь большой потенциал несёт в себе внеклассная работа по предмету, экологическое воспитание всегда является её неотъемлемой частью. Экскурсии в природу, походы по родному краю, экологические акции, классные часы экологической направленности, экологические праздники, конкурсы и многое другое – всё это не оставит ребёнка равнодушным.

    1. Экскурсии

    Экскурсия « Как живешь, муравей?»

    Все вместе отыщем в лесу муравейник. Объединимся в исследовательские группы по 3- 4 человека Выполним задания по группам и, обработав совместно результаты своих исследований, оформим «Паспорт» рыжего лесного муравья. [ 2 ]

    1 группа

    Не нанося вред муравейнику и его обитателям, попытайтесь определить:

    - каков диаметр основания муравейника,

    - из каких природных материалов построено жилище лесных муравьёв,

    - опишите местоположение муравейника.

    2 группа

    Аккуратно обойдите муравейник на расстоянии 2‑2,5 метров от его основания. Отыщите несколько муравьиных «тропинок» с наиболее активным движением по ним. Очень бережно относясь к животным, выполните задания:

    - подсчитайте число муравьёв, пробегающих по своей тропинке мимо вас в одном и другом направлении, в течение 10 минут;

    - вычислите, сколько муравьёв пробежит по «тропинке» при такой активности за 1 час.

    3 группа

    Аккуратно обойдите муравейник на расстоянии 2‑2,5 метров от его основания. Отыщите муравьиную «тропинку» с наиболее активным движением. Вдоль муравьиной «тропинки» аккуратно проложите толстую белую нитку длиной 30‑50 см, размеченную маркером на отрезки по 10 см. Воспользовавшись секундной стрелкой на часах, измерьте время прохождения 10 муравьями дистанции длиной в 10 см, вычислите среднюю скорость движения муравьёв по «тропе».

    4 группа

    Очень аккуратно, не прикасаясь руками к муравьям, поместите несколько животных (по очереди) на свою линейку и попытайтесь определить длину их тела. Вычислите среднюю длину тела муравья.

    1. Эксперименты (в рамках урока или во внеурочной деятельности):
    • «Прорастание лука на перо»
    • «Можно ли вырастить горох осенью?»
    • «Условия прорастания фасоли»
    • «Что вырастет из жёлудя?»
    • «Как лето в почки прячется?» и другие.
    1. Кейс-технологии (кружковое занятие)

    Кейс «История с лосёнком»

    Дидактическая линия: «Человек и природа».

    Тема: «Охрана природы».

    Цель: объяснить, как нужно правильно вести себя в лесу, чтобы не навредить животным.

    Понятия, проверяемые данным кейсом: правила поведения в лесу, бережное отношение к животным.

    Проблема: как воспитать у детей любовь к родной природе.

    Информационные листы: справочные сведения из жизни лосей.

    Ситуация. Чтение отрывка рассказа А. Севастьянова «Не рви цепочку»
    (журнал «Юный натуралист» №6, 1998г.)

    3 этап - включение обучающихся в активную экологическую деятельность. Это не просто деятельность, а сознательная деятельность, так как она должна быть связана с приобретением социального опыта.

    Социальный опыт – это всегда результат действий самого ребенка в процессе активного взаимодействия с окружающим миром.

    1. Это, прежде всего, участие в субботниках, акциях: «Сделай мир вокруг себя чище», «Школьная клумба», «Посади дерево» и другие.
    2. Проектная деятельность, ориентированная на разработку проектов творческого, созидательного, природовосстановительного характера.

    Проект «Гагаринский парк»

    Тип проекта: межпредметный (окружающий мир, технология), коллективный, среднесрочный, практико-ориентированный.

    Проблема.

    Побывав на экскурсии в Гагаринском парке, мы увидели, что парку нужна помощь! Груды мусора губят эту красоту, вредят всему живому. Как же помочь парку?

    Гипотеза.

    Возможно, мы - ученики начальной школы сможем что-то сделать для оказания помощи парку.

    Цель проекта.

    Оказание помощи парку - очищение его территории от мусора.

    Объект исследования- городской парк.

    Предмет исследования - природоохранная акция.

    Задачи проекта:

    1. Изучить историю возникновения парка.
    2. Выяснить, какая помощь парку требуется.
    3. Определить, что сможем сделать сами.
    4. Найти деловых партнёров.
    5. Провести субботник по очистке территории.
    6. Написать статью в районную газету с обращением к жителям города.
    7. Рассказать ученикам из других классов о результатах своего проекта.
    8. Оценить результативность проекта и наметить перспективы дальнейшей работы.
    9. Создать итоговый отчёт для участия в научно – практической конференции.

    Предполагаемые результаты (продукт) проекта:

    1. Чистый парк.
    2. Привлечение внимания общественности к проблемам парка через районную газету.
    3. Распространение своего опыта природоохранной деятельности среди учеников школы – выступление на районной конференции.

     

    Проект «Кормушки для птиц»

    Тип проекта: монопредметный, коллективный, среднесрочный, практико-ориентированный.

    Проблема:

    Зима – суровое время года для всего живого. Тяжело зимой и птицам. Подкармливать птиц нужно, но как сделать так, чтобы помочь большему количеству птиц?

    Гипотеза

    Мы предположили, что если обратимся за помощью ко всем ученикам начальной школы, то вместе мы птицам помочь сможем.

    Цель проекта: привлечение внимание учеников школы к проблеме помощи птицам, самим организовать в школе социальную акцию.

    Объект исследования- зимующие птицы.

    Предмет исследования - социальная акция.

    Задачи проекта:

    1. Провести классный час на тему: «Мы в ответе не только за тех, кого приручили!»
    2. Напечатать и развесить по школе объявления с информацией об акции.
    3. Выступить в каждом классе с агитбригадой. Обратиться с просьбой -смастерить кормушки для птиц.
    4. Развесить кормушки у своих домов и по улицам города, с тем, чтобы все желающие смогли покормить птиц.
    5. Регулярно подкармливать птиц на своих кормушках, следить, как люди подкармливают птиц на кормушках в городе.
    6. По окончанию акции провести опрос среди учеников начальной школы и подвести итоги.

    Предполагаемые результаты (продукт) проекта:

    1. Реальная помощь птицам.
    2. Привлечение внимание учеников школы к проблеме помощи птицам.
    3. Распространение своего опыта природоохранной деятельности среди учеников школы – выступление на районной конференции.

     

    Заключение

    Сегодня экологическая культура, экологическая грамотность становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости личности.Определяет экологическую культуру, как качество личности, можно выделить присущие ей компоненты:

    - интерес к природе и проблемам её охраны;

    - знания о природе и способах её защиты и устойчивого развития;

    - нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

    - экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;

    - мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

    В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Важно, чтобы этот процесс носил системный характер и учитывал необходимую последовательность:

    1. расширение и углубление знаний учащихся о природе / отдельных объектах, изучаемых на конкретном уроке/;
    2. создание условий для воспитания экологического отношения и убежденности в необходимости бережного отношения к окружающей среде, к природным ресурсам;
    3. поддержание стремления учащихся охранять природу родного края, участвовать в природоохранной деятельности.

    Такой подход поможет ребёнку не только получить экологические знания, но и скорректировать своё поведение и отношение к природе. Опыт работы показал, что ученики начальной школы под руководством учителя с большим интересом занимаются природоохранной и природовосстановительной деятельностью. Закономерным результатом и перспективой работы является проявление самостоятельности и личной активности школьниковв деятельности, направленной на улучшение состояния природной среды.

     

     

     

    Категория: Обобщение опыта | Добавил: Виолета
    Просмотров: 271 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz