Персональный сайт Е.А. Лапшиной
Каталог файлов
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Обобщение опыта [7]
Портфолио [0]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Приветствую Вас, Гость · RSS 18.05.2024, 09:12

    Главная » Файлы » Текстовые документы » Обобщение опыта

    Методическая разработка "Проектная деятельность младших школьников на уроках окружающего мира"
    [ Скачать с сервера (306.5 Kb) ] 04.06.2015, 14:20

    Методическая  разработка по теме: «Проектная   

    деятельность  младших  школьников   на  уроках окружающего мира»

     /на примере УМК «Перспективная начальная школа»/

     

     Разработано: 

     Лапшиной   Еленой  Александровной,

     учителем  начальных  классов  высшей  категории     МКОУ  СОШ  с УИОП г. Нолинска Кировской области

                                                                               

    Введение

    «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».      / Л. С. Выготский /                                                                                                                                                        

                                                 Актуальность

    На современном этапе общественного развития стоит задача формирования учащихся, владеющих навыками управления своей познавательной деятельностью, умеющих решать возникающие проблемы самостоятельно, предвидеть и планировать свою жизнь и труд, свободно ориентироваться в новых ситуациях. Одним из направлений, реализующим все эти требования, является проектная деятельность.

          Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

          В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получило широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.

           В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

             Но, несмотря на повышение интереса к проектной деятельности в целом, педагоги, особенно начальных классов, довольно нерешительно используют метод проектов в практике своей работы. На мой взгляд, есть  ряд проблем, препятствующих применению данного вида деятельности в начальной школе.

    Во-первых, существует мнение, что сама  проектная деятельность не свойственна ученикам начальной школы. Но  исследования учёных привели к выводу, что  начинать вовлекать  школьников в проектную деятельность нужно именно  в начальной школе. Дело в том, что  в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются  особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру (В.В. Зеньковский, Н.С. Лейтес, А.Н. Поддьяков). Познавательный интерес, присущий данному возрасту, становится пусковым механизмом для больших и малых исследований, позволяющих им не только узнать много нового, но  и приобрести  универсальные способы его познания - исследовательские умения, которые и выступают основой самопознания и саморазвития личности.

    Во-вторых, выбор темы проекта, это первое препятствие, с которым встречаются как учителя, так и ученики. Часто в ходе решения этой проблемы желание работать над проектом угасает, ещё до начала самой работы. В данной  методической разработке  предлагается простое решение обозначенной  проблемы за счёт более полного использования материалов учебников  и программных  материалов  по изучаемому предмету.

     В-третьих, главную  проблему я вижу в том, что мало методических разработок по организации проектной деятельности  именно  с младшими школьниками.

           Цель данной работы заключается в  разработке комплекса проектов, реализуемых  обучающимися совместно с учителем  на уроках окружающего мира по материалам учебников. Предлагаемые варианты проектов составлены по УМК «Перспективная начальная школа», но с успехом могут быть использованы для любых программ начальной школы, так как требования ФГОС НОО едины для всех выпускников начальной школы.

    Теоретическое обоснование опыта

    Теоретической основой для организации проектной деятельности в начальной школе  послужили системно-синергетический, деятельностный, личностно - ориентированный и средовой подходы.

    Основными принципами   являются:

    • принцип непрерывности образования;
    • принцип природосообразности, предполагающий  актуальную для младших школьников деятельность, результатом которой  является реальный продукт;
    • принцип системности в организации деятельности;
    • принцип педагогического  стимулирования, предполагающий педагогическую поддержку и стимулирование детской самостоятельности;
    • принцип предоставления равных возможностей для всех детей, независимо от их интеллектуального развития.

    Главная опасность, которая подстерегает педагогов в организации проектной деятельности – это   подмена  самостоятельной  деятельности  ребёнка деятельностью взрослого: самому  сделать многое за детей, перепоручить разработку проекта родителям. Такая работа нацелена только на получение конкретного продукта проекта и не даёт возможность реализовать главное достоинство проектной деятельности – формирование готовности к саморазвитию личности школьника. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

           Особенностью при работе младших школьников  над проектами является то, что  главным здесь является не только и не столько результат деятельности, сколько сам  процесс этой деятельности, так как  у учеников ещё нет необходимых   умений для организации самостоятельной деятельности.  Этому их  как раз  и надо обучить.

          Поскольку  проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, то доля  самостоятельной  работы  ребёнка  над  проектом должна  последовательно увеличиваться  от 1  класса  к  4. Мною разработан алгоритм   поэтапного  вхождения  школьников  в  данный  вид  деятельности.  

    Этапы  вхождения  в проектную деятельность

    1 класс - подготовительные  механизмы: участие детей в проведении  опытов, наблюдений и  длительных  экспериментов, фиксирование промежуточных  результатов.

     Учитель вовлекает  обучающихся  в  работу над  коллективным  проектом, в ходе которой они, непосредственно,  знакомятся с основными проектными понятиями и этапами деятельности по решению проектных задач.

    2  класс – работа  со  справочной  литературой, организация  самостоятельной  практической  деятельности, составление  проектной  работы  по  готовому  плану – устное  выступление, самостоятельная  формулировка  вывода  по  конечному  результату.

    3 класс –  составление  письменного  образца  проекта; выявление  логическое  единства между  темой, целями, задачами, результатом проекта и его продуктом.

    4  класс – это целостная  самостоятельная работа  ребёнка  над  проектом, его  оформление  и  защита, т. е. получение  конечного  результата, но   под  чутким  руководством учителя.

    Каждый учебный  год  необходимо организовывать работу над единым коллективным проектом, с тем, чтобы продолжить опосредованное обучение всех учеников класса. Кроме того,  велика роль учителя  в  привлечении  обучающихся к организации  индивидуальных проектов. Здесь важно не заставить, не убедить ученика и родителя, а именно  пробудить желание самого ребёнка исследовать ту или иную проблему.

    Методическое  сопровождение

          Особый  интерес  у  школьников  вызвал учебник  по  окружающему  миру. Курс  окружающего  мира  в    УМК «Перспективная начальная школа» действительно  уникален. Он  предполагает  решение  многих важных задач, одной  из  которых является

    • формирование  у  школьников  специальных  умений – работать  с  научно-популярной, справочной  литературой, проводить  опыты,  пользоваться  простейшими  методами  измерений.

    Отличительной  чертой  данного  курса  является и   то,  что возможности  заниматься  проектной  деятельностью заложены  уже  в  самой  программе.

    В  данной  таблице  предложены  темы  проектов,  возможности  для  реализации  которых  отражаются  на страницах  учебника  по  окружающему  миру. Понятно, что готовых проектов там нет, но содержание учебника более близко и понятно детям, поэтому начинать нужно именно отсюда.

    Темы  возможных  проектов по  учебнику  1  класса:

    Тема  проекта

    Тип  проекта

    Тема урока в  учебнике

    №  страницы  учебника

    Безопасный  путь  от  дома  до  школы

    Социальный

    Где  живёт  семья  Ивановых

    С. 5

    Как  язык  различает  разные  вкусы?

    Исследовательский

    Мы познаём  окружающий  мир  с  помощью  органов  чувств

    С. 8, 9

    Как  устроено  наше  ухо?

    (аналогично по  другим  органам  чувств)

    Информационный

    Мы познаём  окружающий  мир  с  помощью  органов  чувств

    С. 8, 9

    Моё  домашнее  животное

    Практико-ориентированный

    Дикие  и  домашние  животные

    С. 15

    Как  кошка (собака) стала  домашним  животным?

    Информационный

    Дикие  и  домашние  животные

    С. 16

    Можно  ли  вырастить  горох  осенью?

    Исследовательский

    Растения  -  часть  живой  природы

    С. 18, 19

    Какие  деревья  растут  в лесах  нашего  края?

    Информационный

    Жизнь  растений  осенью

    С. 26, 27

    Куда  осенью улетают   от  нас  птицы?

    Информационный

    Как  животные  готовятся  к  зиме.

    С. 30, 31

    Чист  ли  белый  снег?

    Исследовательский

    Снежные  загадки

    С. 35

    Как  зимой  помочь  лесным  животным нашего  края?

    Практико-ориентированный

    Жизнь  лесных  зверей  зимой

    С. 36, 37

    Покормите птиц зимой!

    Природоохранный. социальный

    Как  помочь  птицам  зимой

    С. 38,  39

    Что  прячется в  почках деревьев?

    Исследовательский

    Как  зимуют  травы,  кустарники  и  деревья

    С. 42, 43

    Почему  нельзя  облизывать  сосульки?

    Исследовательский

    Пришла  весна

    С. 46, 47

    О  чём  может  рассказать  снежный  сугроб?

    Исследовательский

     

    Хрестоматия

    С.44

    Какое  растение  весной  зацветает  первым?

    Информационный

    Какие  растения  весной  цвести  торопятся

    С. 48, 49

    Откуда берутся лягушата?

    Исследовательский

    Про больших и маленьких

    С. 52

    Солнце,  воздух и  вода – наши  лучшие  друзья!

    Информационный

    Лето  пришло

    С. 55

    Какие  ягоды  нельзя  есть?

    Информационный

    В  лес  по  ягоды  пойдём

    С. 57

    Какую  пользу  приносят  червивые  и  несъедобные  грибы?

    Информационный

    С лукошком  за  грибами

    С. 58, 59

    Лекарственные  растения  нашего  края

    Информационный

    Зелёная  аптека

    С. 60, 61

    Достопримечательности  нашего  города

    Социальный

    Экскурсия  в город

    С. 72, 73

    Таблицы по 2, 3 и 4 классу составляются аналогичным образом. В 4 классе возрастает количество индивидуальных  проектов, ученики выбирают  темы по своим интересам, чаще ориентируясь на дополнительные источники, а  не на учебник.

    Варианты    проектов

    1 группа  - исследовательские  проекты

    1 класс        "Можно ли вырастить горох осенью?"

    Методический паспорт:

    •          По содержанию – межпредметный  (окружающий  мир, математика)

    •          По форме организации – коллективный

    •          По срокам выполнения - долгосрочный

    •          По результатам выполнения – исследовательский

    Проект  составлен  в рамках темы:  «Растения – часть  живой природы».

     О.Н. Федотова,  Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов/ Учебник «Окружающий  мир» 1 класс// Москва, Академкнига/Учебник»,    2011 г., стр. 19.  

     Актуальность

    На  экскурсии дети  заметили, что с  наступлением  осени  отмирают  все  наземные части  травянистых растений. Обучающиеся объяснили  это  снижением  температуры  воздуха  и  почвы. Так растения готовятся  к  зиме.

    Проблема

    Возник  вопрос:  «Можно  ли в  классе искусственно  создать  условия  для  роста  и  развития  травянистых  растений  осенью?»

     Гипотеза

    Решили, если  попробуем посадить в классе в подготовленную  почву  семена  гороха, поместим  ящичек с  ростками  в  тепло и  будем  их  регулярно  поливать  водой,  то  сможем  вырастить  горох  осенью.

    Цель проекта: опытным  путём  установить  вырастет  ли  горох  осенью.

    Задачи  проекта

    ·         Выяснение   условий  для  прорастания  гороха.

    ·         Выращивание  гороха  в  условиях  искусственного  лета

    Объект  исследования:     горох

    Предмет  исследования:    условия  роста  растений

    План  выполнения  проекта

    1.    Узнать,  какие условия  нужны для  прорастания семян  и  жизни растений.

    2.    Прорастить  семена  гороха.

    3.    Подготовить  почву.

    4.    Поместить  в  почву  пророщенные  семена  гороха.

    5.     Следить  за  соблюдением  условий  для  жизни  растений.

    6.    Наблюдать  за  развитием ростков, с помощью  линейки  регулярно  производить  замеры  увеличения роста.

    7.    Фиксировать  данные  наблюдений  в  дневник  исследования.

    8.    Анализировать  промежуточные  результаты,  обращаться  к  взрослым за  необходимыми  разъяснениями.

    9.    Вносить  коррективы по  рекомендации  взрослых.

    10.    Получить  конечный  результат.

    11.    Наметить  перспективы  дальнейших  исследований.

    Ход  работы  проектной  группы

    Ученики выполняют  работу  по  плану,  фиксируют промежуточные результаты  своих  наблюдений  в  дневник исследования, ищут  ответы  на  возникающие  вопросы. (Например, зачем  растению  нужны  корни?)

     Результаты  проекта

    Результат - растения  погибли, не  достигнув  даже  цветения. Мы  столкнулись  с  проблемой,  объяснить  которую  сами  не  смогли. Вновь  обратились  за  помощью к  родителям. Выяснилось, что  виной  всему недостаток  солнечного  света.        

    Вывод -  осенью  одним  из  условий,  влияющих на  прекращение  роста  растений, является  сокращение  светового  дня.  Результат,  который мы планировали получить,  не  получили, зато  сейчас мы точно знаем,  что растениям для  полноценного роста нужны: тепло,  воздух, почва,  влага  и  солнечный  свет.  Не  будем  отчаиваться! 

    Перспектива  работы -  попробуем  вырастить горох  весной,  когда  световой  день  будет  значительно  прибывать.

     

    1 класс

                                  Проект  «Можно ли  вырастить  горох  весной?»

    Методический паспорт:

    •          По содержанию – межпредметный  (окружающий  мир, математика)

    •          По форме организации – коллективный

    •          По срокам выполнения - долгосрочный

    •          По результатам выполнения – исследовательский

     Проект  составлен  в рамках темы:  «Растения – часть  живой природы».

    О.Н. Федотова,  Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов/ Учебник «Окружающий  мир» 1 класс// Москва, Академкнига/Учебник»,    2011 г., стр. 19.  

    Актуальность

    Мы  пробовали  вырастить  горох  осенью. Это  оказалось  невозможным  из-за недостатка  солнечного  света.

     Проблема 

     Сможем  ли  мы  вырастить  горох  весной?

    Гипотеза:

    С  наступлением  весны долгота  дня  значительно  увеличилась, значит,  для  роста  растений мы сможем  создать  все  необходимые  условия. Считаем, что  горох  весной  вырастет.

    Цель проекта: опытным  путём  установить  вырастет  ли  горох  весной.

    Задачи  проекта:

    ·         Уточнение  условий  для  роста  гороха.

    ·         Выращивание  гороха  весной

    ·         Сравнение темпов  роста  гороха  осенью и  весной.

    Объект  исследования:     горох

    Предмет  исследования:    условия  роста  растений

    План  выполнения  проекта  и  ход  работы  проектной  группы аналогичны предыдущему, но  добавляется  пункт: «Сравнение темпов  роста  гороха  осенью и  весной».

     Результаты  проекта

    Результат - растения  выросли  и  дали  плоды.

    Вывод – увеличение продолжительность  светового  дня влияет на  скорость  роста  растений, густоту  листьев,  насыщенность  зелёного  цвета. Выясняя  основную  причину  влияния  солнечного  света,  узнали что растения -  это удивительные «повара», которые  из  частиц  воды  и  углекислого  газа  при  непосредственном  участии  солнечного  света «готовят» себе  пищу -  сахар и  крахмал.

     

     

      2 класс

    Во  2  классе продолжением  этой  исследовательской  работы  может  стать

     проект  «Вырастет ли  фасоль  осенью?»

    Методический паспорт:

    •          По содержанию – монопредметный 

    •          По форме организации – коллективный

    •          По срокам выполнения - долгосрочный

    •          По результатам выполнения – исследовательский

    Проект  составлен  в рамках темы: «Питание  растений».

    О.Н. Федотова,  Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов/ Учебник «Окружающий  мир» 2 класс// Москва, Академкнига/Учебник»,    2012г., часть 1, стр. 67.   

    Актуальность

    В  первом  классе  мы  пробовали  вырастить  горох  осенью, но  это  у  нас  не  получилось из-за  короткой  продолжительности  светового  дня.  Но в  тоже  время многие  комнатные  растения прекрасно  чувствуют  себя  осенью  и  зимой,  некоторые  даже  цветут.

    Проблема

    Можно ли вырастить фасоль осенью?

    Гипотеза:

    Мы предположили, что среди  большого  разнообразия  растений есть  такие,  которые  не  столь  требовательны  к  долготе  светового  дня и  могут  вырасти  в  условиях  «искусственного  лета»  в  осеннее - зимний  период.

    Цель проекта: опытным  путём  установить  вырастет  ли  фасоль осенью.

    Задачи  проекта:

    ·         Выяснение   условий  для  прорастания  фасоли.

    ·         Выращивание  фасоли  в  условиях  искусственного  лета

    ·         Сравнение темпов  роста  гороха  и  фасоли в  осеннее - зимний  период.

    Объект  исследования:     фасоль

    Предмет  исследования:    условия  роста  растений

    План  выполнения  проекта  и  ход  исследования   аналогичны,  как  в  случае  с  горохом. Важно то,  что  дети  уже  знают  и  умеют  вести  длительный  эксперимент, поэтому  выполняют работу  уже с  большей долей самостоятельности, закрепляя  полученные  в  первом  классе  деятельностные  умения. 

    Результаты  проекта

    Результат - растения  выросли  и  дали  плоды.

    Вывод – разрешая  поставленную  в  проекте  проблему, ученики  выяснили,  что  есть  3 основные группы  растений:

    1.      растения длинного  светового  дня:  горох, картофель;

    2.      растения  короткого  светового  дня:  фасоль, кукуруза;

    3.      нейтральные  растения: томаты, гречиха.

    2 группа - информационные  проекты

    2 класс

    Проект «Вымершие животные»

    Методический паспорт:

    •          По содержанию – монопредметный 

    •          По форме организации – индивидуальный

    •          По срокам выполнения - среднесрочный

    •          По результатам выполнения – информационный

    Проект  составлен  в рамках темы: «Человек в ответе не только за тех, кого приручил!»

    О.Н. Федотова,  Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов / Учебник «Окружающий  мир» 2 класс// Москва, Академкнига/Учебник»,    2012г., часть 2, стр. 39.  

    Актуальность

    На уроке окружающего мира я узнала, что на планете постоянно идёт процесс вымирания разных видов животных. Если человечество будет знать причины вымирания этих животных, возможно,  удастся предотвратить вымирание других.

    Проблема

    Возник вопрос: «Почему же они прекращают своё существование?»

    Гипотеза

    Можно предположить, что основной причиной  вымирания животных на планете является человеческий фактор.

    Цель:  сбор информации о животных, которые уже исчезли  на нашей  планете, выяснение причин  их  вымирания.

    Задачи:

    1. Из разных источников узнать, какие животные исчезли на планете.
    2. Выяснить причины их вымирания.
    3. Сделать общий вывод по теме.
    4. Оформить школьный информационный стенд.

    Объект  исследования:   вымершие животные.

    Предмет  исследования: причины вымирания.

    Продукт проекта: школьный стенд «Животные, которых больше нет»

    План  выполнения  проекта  и  ход  исследования     

    Ученик  при работе с разными источниками находит сведения о вымерших животных. Это могут быть хохочущая сова, квагга, карликовый слон, гигантская черепаха, белоклювый дятел, гавайская цветочница Мамо, каспийский тигр, вересковый  тетерев,  китайский речной дельфин – байцзи, золотая лягушка и многие другие. По каждому животному оформляется страничка для школьного стенда, где содержатся основные сведения о животном, а главное – прописываются причины вымирания. Все данные анализируются, и делается общий вывод о причинах вымирания животных на планете. Оформляется общешкольный стенд, ученик проводит экскурсию по материалам данного стенда для других учеников начальной школы.  

     Результаты  проекта

    Результат - изучив  материал по данному вопросу, пришла к выводу, что существует несколько причин  вымирания  животных на  планете.

    Главная  причина – это косвенное  вмешательство человека в жизнь  животных.  

    Вторая  причина – это прямое вмешательство человека  в жизнь  животных.

    Третья причина – это влияние природных факторов.

    Вывод

    Таким образом, моя  гипотеза о том, то человек виновен в  гибели многих видов  животных,  оказалась  верна. Считаю, что  если человечество будет знать причины вымирания этих животных, возможно,  удастся предотвратить вымирание других. Однако я узнала, что есть и ещё одна важная причина вымирания  животных - это природные явления.

     

     

    3 группа - социальные  природоохранные  проекты

     

    1 класс

    Проект «Покормите птиц зимой»

    Методический паспорт:

    •          По содержанию – межпредметный  (окружающий  мир, ИЗО)

    •          По форме организации – коллективный

    •          По срокам выполнения - долгосрочный

    •          По результатам выполнения – социальный природоохранный

     Проект  составлен  в рамках темы:  «Как помочь птицам зимой».

     О.Н. Федотова,  Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов/ Учебник «Окружающий  мир» 1 класс, Москва, Академкнига/Учебник»,    2011 г., стр.38. 39.   .

    Актуальность

    Зима – суровое время  года для всего живого.  Тяжело зимой и птицам.

     Проблема

    А  сможем ли мы  помочь  птицам  пережить холодную зиму?

     Гипотеза

    Мы предположили, что если обратимся за помощью  к  родителям, то вместе  мы  птицам  помочь сможем.

    Цель проекта.

    Помочь  птицам  пережить холодную  зиму.

    Объект  исследования -  зимующие птицы  нашего края.

    Предмет  исследования -  правила  кормления  птиц

    Продукты  проекта:  атлас-определитель птиц,  кормушки, визитки.

    Задачи  проекта

    1. Узнать,  какие  птицы  зимуют  в наших  краях.

    2. Собрать  информацию  о  них.

    3. Выяснить,  чем  питается каждая  птица, узнать правила кормления птиц.

    4. Сделать  кормушки.

    5. Начать  подкармливать  птиц.

    Теоретический  этап реализации проекта

    1.  Узнали,  какие птицы остаются зимовать.

    В классе заслушали устные сообщения учеников  и приготовили странички с описанием  птиц.  Так получился  атлас-определитель  зимующих птиц нашего  края.

    2.  Выяснили, чем лучше подкармливать  каждую из птиц.

    3.  Узнали  правила  кормления  птиц.

    4.  Выяснили, почему  нельзя кормить  птиц  ржаным  хлебом.

    Практический этап реализации проекта

    1.        Поучаствовали в школьном  конкурсе  рисунков на  тему  «Зимующие птицы».

    2.        С  помощью  родителей  изготовили  кормушки.

    3.      Приняли  участие в  школьном  конкурсе «Кормушка».

    4.       Развешали  свои  кормушки на  деревьях,  а  САМОЕ  ГЛАВНОЕ  –  КАЖДЫЙ  ДЕНЬ  СТАЛИ  ПОДКАРМЛИВАТЬ  ПТИЦ!

    Результаты  проекта

    Наша  гипотеза о том, что если обратимся за помощью  к  родителям, то вместе  мы  птицам  помочь сможем полностью подтвердилась. Родители помогали нам во  всём.

    Выводы.  Мы  старались  кормить  птиц каждый  день.  Птицы  с удовольствием  прилетали  на  наши  кормушки. Все мы понимали, что  делаем полезное  и важное  дело. Если  мы  будем подкармливать птиц,  то до весны их доживёт значительно больше. Богаче будут  наши  леса и парки.

    Перспектива работы

    Продолжить изучение птиц   родного края.  Объяснять  правила  поведения  в  природе тем  людям,  кто  их не  знает  или знает, но  часто  не  соблюдает. 

     

     

    2 класс

    Проект «Кормушки  для  птиц»

    Методический паспорт:

    •          По содержанию – монопредметный  (окружающий  мир)

    •          По форме организации – коллективный

    •          По срокам выполнения - долгосрочный

    •          По результатам выполнения – социальный природоохранный

    Проект  составлен  в рамках темы:  «Как связаны неживая и живая природа?»

    О.Н. Федотова,  Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов/ Учебник «Окружающий  мир» 2 класс, Москва, Академкнига/Учебник», 2012 г., часть1, стр.35 -  37.  

    Актуальность

    Зима – суровое время  года для всего живого.  Тяжело зимой и птицам. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Зимой  птицам  могут помочь  только люди, то есть это мы с вами.

    Проблема

    Подкармливать птиц нужно, но как  помочь большему количеству птиц? 

     Гипотеза

    Мы предположили, что если обратимся за помощью  ко всем ученикам начальной школы,  то вместе  мы  птицам  помочь сможем.

    Цель проекта: привлечь внимание  учеников школы к проблеме помощи птицам.

    Объект  исследования -  зимующие птицы

    Предмет  исследования -  социальная акция

    Продукт проекта:  реальная  помощь птицам, буклеты.

    Задачи  проекта: самим организовать  в школе социальную акцию.

    Теоретический  этап реализации проекта

    1.        Провели  классный  час  на тему: «Мы в ответе не только за тех, кого приручили!»

    2.        Во  время классного часа обсудили  план  работы по проекту и распределили  поручения.

    Практический  этап  реализации  проекта

    1.        Напечатали  и развешали  по школе объявления с информацией об акции.

    2.        Выступили в каждом классе с агитбригадой. Обращались к  ученикам с просьбой   повесить кормушки и начать подкармливать птиц.

    3.        Развешали кормушки у своих домов и  по улицам города, с тем, чтобы все желающие смогли покормить птиц.

    4.        Регулярно подкармливали птиц  на своих кормушках, следили,  как люди  подкармливают птиц   на кормушках в  городе.

    Выводы.

    Наше предположение, что если обратимся за помощью  ко всем ученикам начальной школы,  то вместе  мы  птицам  помочь сможем, полностью подтвердилось.

    Результаты проекта: в ходе  опроса,  проведённого по окончанию акции, мы выяснили, что 70,7% учеников начальной школы откликнулось на наш призыв и приняли участие в организованной нами акции. Но, к сожалению, люди на улицах города не очень активно подкармливали птиц: из 8, развешанных нами кормушек, только на 2 регулярно был свежий корм.

    Перспектива работы: продолжить работу по привлечению  внимания людей  к проблеме помощи птицам, организовать городскую акции «Покормите птиц зимой!»

     

    3 класс

    Проект «Покормите птиц зимой!»

    Методический паспорт:

    •          По содержанию – монопредметный  (окружающий  мир)

    •          По форме организации – коллективный

    •          По срокам выполнения - долгосрочный

    •          По результатам выполнения – социальный природоохранный

    Проект  составлен  в рамках темы:  «Лес и его обитатели».

    О.Н. Федотова,  Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов/ Учебник «Окружающий  мир» 3 класс, Москва, Академкнига/Учебник»,    2011 г., часть 2, стр.43 -  49.  

    Актуальность

    Зима – суровое время  года для всего живого.  Тяжело зимой и птицам. Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму. Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон. Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом 3 человека.

    Проблема

    Но, к сожалению, люди на улицах города не очень активно подкармливали птиц: из 8, развешанных нами кормушек, только на 2 регулярно был свежий корм.  Подкармливать птиц нужно, но как сделать так, чтобы привлечь к этому жителей города?

     Гипотеза

    Мы предположили, что если обратимся за помощью  к людям через районную газету,  то они откликнуться на наш призыв помочь птицам, и вместе  мы  птицам  помочь сможем.

    Цель проекта: привлечь внимание  жителей города к проблеме помощи птицам.

    Объект  исследования -  зимующие птицы

    Предмет  исследования -   социальная акция

    Продукт проекта:  реальная  помощь птицам, листовки.

    Задачи  проекта: самим организовать  городскую  социальную акцию.

    Теоретический  этап реализации проекта

    1.        Провели  классный  час  на тему  «Кто, если не мы? »

    2.        Во  время классного часа обсудили  план  работы по проекту и распределили  поручения.

    Практический  этап  реализации  проекта

    1.         Составили обращение к жителям города  с просьбой поддержать начатую нами акцию «Покормите птиц зимой!».

    2.         Передали  статью с информацией об акции в редакцию районной газеты.

    3.         Развешали кормушки у своих домов и  по улицам города, с тем, чтобы все желающие смогли покормить птиц.

    4.         Напечатали  листовки  с призывом подкармливать птиц  и поместили их рядом с кормушками.

    5.         Регулярно подкармливали птиц  на своих кормушках, следили,  как люди  подкармливают птиц   на кормушках в  городе.

    Выводы.

    Наше предположение,  что если обратимся за помощью  к людям через районную газету,  то они откликнуться на наш призыв помочь птицам, и вместе  мы  птицам  помочь сможем, полностью подтвердилось.

    Результаты проекта: в ходе  наблюдений за кормушками, мы выяснили,  что жители города откликнулось на нашу агитацию и приняли участие в организованной нами акции. На всех кормушках  города пусть не регулярно, но  был свежий корм.

    Перспектива работы: продолжить работу по привлечению  внимания людей  к экологическим проблемам нашего края, самим показывать пример природоохранного поведения.

     

    4 группа -  практико – ориентированные проекты

     

    4 класс

    Проект  «Нолинская  матрёшка»

    Методический паспорт:

    •          По содержанию – межпредметный  (окружающий  мир, ИЗО)

    •          По форме организации – индивидуальный

    •          По срокам выполнения - краткосрочный

    •          По результатам выполнения – практико-ориентированный

    Проект  составлен  в рамках темы: «Народные промыслы твоего края».

    О.Н. Федотова,  Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов / Учебник «Окружающий  мир» 4 класс// Москва, Академкнига/Учебник»,    2012г., часть 1, стр. 140-143.  

    Актуальность:

    На уроках окружающего мира мы изучали народные промыслы, и я вспомнил, что недавно мне бабушка подарила нолинскую матрёшку. Деревянная кукла была очень  красивой!

    Проблема:

    Мне сразу же захотелось самому раскрасить матрёшку, но я не знал, как это правильно сделать.

    Гипотеза

    Мы с мамой предположили, что помочь нам  сможет  экскурсия на фабрику «Вятский сувенир», где и делают такие матрёшки.

    Цель проекта: разрисовать матрешку своими руками

    Объект  исследования -  нолинская   матрёшка.

    Предмет  исследования -  последовательность  росписи матрёшки.

    Продукт проекта:  матрёшка, раскрашенная своими руками.

    Задачи  проекта

    1.    Узнать историю происхождения и способы  изготовления  матрешки.

    2.    Разрисовать матрёшку.

    Теоретический  этап  реализации  проекта

    1. В краеведческом  музее  узнал  историю  происхождения  матрёшки.
    2. Побывал на экскурсии на фабрике «Вятский сувенир» в г. Нолинске.

    Практический  этап  реализации  проекта

    1. Выяснил  последовательность  росписи матрёшки, составил план.
    2. По готовому плану разрисовал  матрешку своими руками

    Результаты  проекта

    Моя  гипотеза, что экскурсия на фабрику «Вятский сувенир» поможет мне больше узнать о матрёшке и  самому правильно её раскрасить, полностью подтвердилась. Продуктом своего проекта я доволен и могу показывать его своим друзьям и знакомым.

     

    Категория: Обобщение опыта | Добавил: Виолета
    Просмотров: 2040 | Загрузок: 46 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz