Персональный сайт Е.А. Лапшиной
Каталог файлов
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Обобщение опыта [7]
Портфолио [0]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Приветствую Вас, Гость · RSS 18.05.2024, 11:30

    Главная » Файлы » Текстовые документы » Обобщение опыта

    Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Геометрия и конструирование" для 1, 2 класса
    [ Скачать с сервера (115.8 Kb) ] 05.06.2015, 10:06

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  средняя

     общеобразовательная    школа  с   углубленным    изучением       отдельных  предметов  г. Нолинска   Кировской   области

                                                                   

                                                                                                                                                          

     РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЛЯ  1, 2  КЛАССА

    КУРСУ   «ГЕОМЕТРИЯ  И  КОНСТРУИРОВАНИЕ»

     

                                                                   Программа   составлена Лапшиной                                                            Еленой  Александровной,  учителем

    начальных классов  МКОУ СОШ  с УИОП

    г.Нолинска Кировской области

    высшей квалификационной категории    

                                                    г. Нолинск, 2014 г.                                   

                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ     ЗАПИСКА

    «Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и даёт нам возможность правильно мыслить и рассуждать». / Галилео Галилей

     

    Актуальность программы

           В  Федеральном государственном  образовательном стандарте общего образования нового поколения определены задачи, стоящие перед современной школой, и одна из них – формирование целостной картины мира у учащихся посредством включения их в разнообразные виды деятельности. В связи с этим большое внимание уделяется организации внеурочной деятельности, способствующей дополнительному развитию каждого ученика.  Авторская программа «Геометрия и конструирование» направлена  на  реализацию общеинтеллектуального  направления   внеурочной деятельности. Данная программа  разработана  в соответствии  с  требованиями   ФГОС НОО, на основе концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

        Необходимость и возможность введения в начальной школе пропедевтического курса геометрии обсуждается педагогической общественностью нашей страны уже более столетия. Актуальна эта проблема и на современном этапе, так как  работа с геометрическими объектами позволяет активно использовать наглядно-действенный, наглядно-образный и наглядно-логический уровни мышления, которые наиболее близки младшим школьникам.  Кроме того, увеличение объёма изучения геометрического материала в начальных классах, способствует более эффективной подготовке учеников к изучению систематического курса геометрии, развивая пространственное мышление и систему геометрических  понятий, что позволяет снизить у школьников основного и старшего звена существенные трудности, возникающие при изучении геометрии.

     

    Общая характеристика программы

     

        Основные   цели  курса  «Геометрия  и  конструирование»

    1.  Формирование первоначальных геометрических  представлений младших  школьников, расширение области  предметных умений и способов деятельности, необходимых  для успешного решения  учебных и практических задач и продолжения образования.

    2.  Овладение  элементами  конструкторской  деятельности в  соответствии  с  возрастными особенностями  младших  школьников, развитие конструкторских умений.

    3.  Развитие пространственного воображения, образного и логического мышления, математической речи.

    4.  Воспитание интереса к  геометрии  как науке, являющейся частью   общечеловеческой культуры; стремления использовать  полученные знания и умения в повседневной жизни.

     

    Программа  выстроена на основе общеобразовательной  программы  по  математике  для  начальной  школы. Отличительной  чертой  данного  курса  является систематизация геометрического  материала по годам обучения с примерным распределением тем занятий  и количеством часов на  их  изучение. Это позволяет:

    ·               добиться  чёткости  и  последовательности  при формировании  геометрических  представлений младших  школьников;

    ·            выдвигать  более  точные  цели  работы для учителя  и  обучающихся;

    ·               логичнее строить занятие, целиком посвящая его отработке  конкретного  геометрического  понятия;

    ·         полнее использовать  новые  технологии  обучения;

    ·               точнее отслеживать результаты и  вносить  коррективы   в формирование геометрических  представлений  обучающихся;

    ·               больше  времени  уделять развитию  мышления и  математической  речи  младших  школьников.

     

         Следующей  отличительной  чертой  является некоторое  расширение  начального курса геометрии, обозначенного общеобразовательной  программой. Сюда  включены  различные  задания  по  плоскостному   конструированию, больше  внимания  уделяется  формированию  практических  умений  и  навыков, освоению учениками  способов конструкторской  деятельности. Предлагаемый начальный курс геометрии,  «призван не только ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, так  как формальный  подход  в  преподавании  геометрии  приводит  к тому, что у учеников часто происходит лишь накопление некоторого фактического материала  без соответствующего его обобщения и систематизации»5 .  Школьники, правильно воспроизводя определенные понятия, то есть, осознавая их содержание,  не  умеют  пользоваться  ими  при ориентировке в предметной  действительности  и  при  решении  практических  задач. Поэтому именно  конструкторская  деятельность,   являющаяся  основой   курса, помогает справиться с данной проблемой, вооружая  учеников  не только знаниями, но и способами их получения, развивая их самостоятельность и  активность.  

            Конструкторские  умения  включают в себя:

    ·        умение узнавать и выделять основные геометрические фигуры в окружающей жизни, на объектах, рисунках, чертежах;

    ·         умение собрать несложный объект (фигуру) из готовых частей (деталей);

    ·        умение видоизменить (трансформировать) объект;

    ·         умение разделить данную фигуру (объект) на составные части;

    ·        умение изобразить объект (фигуру) на бумаге.

     

           Отсюда  ведущей  идеей курса является  то, что  любое  новое  знание  должно  быть  получено  в  процессе  активных  действий  самого  ребёнка, а  не  ограничиваться  лишь  наблюдениями  за  действиями  других. Организованная  на  такой  основе  познавательная  деятельность  позволяет  думать  «руками  и  глазами»,  практически  преобразуя  предмет  изучения  в соответствии  с  поставленной  целью. Это дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. 

          Становится  понятным,  что  курс «Геометрия  и  конструирование» - это  интегрированный  курс,  так  как изучение  геометрии  происходит  в  тесной  связи  с технологией. Данная  интеграция  позволяет  усилить  практическую  значимость  вновь  приобретенных  теоретических  знаний.  При  проведении  занятий  следует иметь  в  виду,  что  чем  полнее  ученики будут включены в прак­тическую деятельность, тем успешнее  пойдет формирование  конструктор­ских умений. Поэтому  структура  занятия предусматривает работу над теоретическим материалом и обязательную практическую работу по выполнению конструкторских заданий по теме занятия.     

    Например, при изучении темы: «Угол. Виды углов» ученикам можно предложить сделать угловую закладку.    При знакомстве с квадратом использовать фигуру, вырезанную из бумаги, как основу для изготовления оригами.  Не  стоит  пренебрегать  и  эстетическим  оформлением изделий, применяя  знания  и  умения,  полученные  на  уроках  ИЗО.

                     Следует  отметь также, что   программа предусматривает  выработку  у  обучающихся  уме­ния  читать несложные технологические  чертежи  и  использовать их  для  изготовления  заданных  объектов. Это является  важным  этапом  формирова­ния   технической  грамотности  младших  школьников.

           Концентрическое построение программы, связанное с последо­вательным  расширением материала,  становится  возможным только благодаря интеграции геометрии  с арифметикой  и  алгеброй  в  рамках  начальной  школы. Геометрический    материал   сгруппирован  так, что  изучение  связанных  между  собой понятий,  действий, задач  сближено во  времени  и  изучается  во  взаимосвязи  с  арифметическим и алгебраическим  материалом. Это позволяет  соблюсти необходимую  постепенность  в  нарастании  трудности  и создает хорошие  условия  для совершенствования  формируемых  знаний,  умений  и  навыков.

     

        Основные  принципы  программы

    Принцип системности

    Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

    Принцип гуманизации

    Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

    Принцип  наглядности

    Учёными доказано, что первенствующую роль при изучении геометрии играет наглядное понимание. Наглядные методы обучения способствуют живому восприятию объектов и их внутренних отношений.

    Принцип  практической направленности  обучения

    «Любое новое знание должно быть получено в процессе  активных действий  самого ребёнка,  а не ограничиваться  лишь наблюдениями за действиями других» 6.

    Принцип  проблемности

     Системность в построении содержания, форм, методов и средств обучения и взаимосвязь их структур на основе логики поисковой (исследовательской) деятельности учащихся. С учётом этого  необходимость создания условий обучающимся на каждом занятии для маленьких самостоятельных открытий.

     

    Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: программа предназначена для детей 7- 9 лет.

     

    Сроки реализации программы:  программа  рассчитана на 2 года обучения.

    Режим работы:

                                       1-й год обучения 1 час в неделю,   33 часа в год.

     2-й год обучения 1 час  в неделю, 34 часа в год.

     

    Описание ценностных ориентиров содержания программы

     

              Приступая к преподаванию геометрии в начальной школе, каждому учителю необходимо знать, как происходит процесс усвоения знаний, какими особенностями он характеризуется на каждом этапе обучения, т.е. нужно глубоко проникнуть в процесс развития геометрического мышления, раскрыть и  выяснить его специфику. С этой целью известный ученый в области математики А.М.Пышкало выделил так называемые «уровни геометрического развития».5

                   Первый, исходный, уровень характеризуется тем, что ученик, мыслящий на этом уровне, может легко научиться узнавать такие фигуры, как прямоугольник, квадрат, ромб, но он не видит в них общих признаков. Для ученика каждая из этих фигур существенно - индивидуальна. Первый уровень может быть достигнут уже старшими  дошкольниками и  обязательно  всеми  учащимися   1 класса.

                   Ученики, достигшие второго уровня, умеют устанавливать отношения между элементами фигур или самими фигурами. Усвоение свойств фигуры происходит только экспериментальным путем в процессе наблюдений, измерений, вычерчивания, моделирования (например, вырезания из бумаги). Но свойства фигур не выводятся логически и еще не упорядочены. На этом этапе фигуры выступают носителями своих свойств и распознаются  учащимися  по этим свойствам. Но свойства еще не связываются друг с другом. Второй  уровень доступен ученикам  III класса.

                   Учащиеся, достигшие третьего уровня геометрического развития, уже умеют устанавливать связи между свойствами фигур и самими фигурами. Происходит логическое упорядочение свойств. Логические связи между свойствами  устанавливаются с помощью определений, которые чаще всего сообщает учитель. На третьем уровне ученики начинают понимать, что дедукция позволяет устанавливать свойства фигур более экономно, обще, чем с  помощью эксперимента (индукции). Обучение  на третьем уровне в основном  начинается  в  IV классе.

                   Четвертый и пятый уровни геометрического развития не присущи  ученикам начальной школы. Они формируются, как правило, в среднем  и старшем звене школы. Четвертый уровень характеризуется тем, что учащиеся усваивают роль и сущность аксиом, определений, теорем, логическую структуру доказательств.

                   Пятый уровень мышления в области геометрии соответствует современному (Гильбертовскому) эталону строгости. Человек,  мыслящий  на  этом уровне,  развивает теорию вне  всякой конкретной  интерпретации. На этом  этапе достигается  отвлечение от  конкретной  природы  объектов.

                   Переход от одного уровня к другому, более высокому, осуществляется постепенно, при этом элементы более высокого уровня  зарождаются «внутри»  предшествующего. Причем при изучении нового материала часто приходится возвращаться к более  низкому уровню с целью обеспечения  лучшего  понимания  изучаемых  на  новом  уровне  вопросов.

                   Исходя из изложенного, становится ясно, что по своей природе уровень геометрического развития младших школьников еще недостаточно высок.  В связи  с этим  изучение геометрических фигур и их отношений  доводится  в начальной школе, в основном, до  уровня  представлений, которые  в среднем звене и являются  базой  для  усвоения  геометрических  понятий.

    Работа  по формированию геометрических представлений состоит   из  ряда  последовательных  этапов:

    ·        выявление знаний  обучающихся о геометрических фигурах;

    ·        первичное знакомство с геометрической фигурой на основе  наблюдений  и  практической  работы;

    ·        выделение существенных признаков геометрической фигуры;                   

    ·        конструирование и моделирование геометрической фигуры  из определенного количества палочек, полосок (одинаковых и неодинаковых по длине), бумаги,  проволоки,  пластилина;    

    ·        выделение  знакомого  образа геометрической фигуры в контурах предметов окружающей обстановки,  на  чертеже;

    ·        разбиение множества геометрических фигур на группы, классификация фигур;

    ·        построение  простых  геометрических фигур на клетчатой бумаге;

    ·        привитие навыков измерения длины отрезков с помощью линейки;

    ·        построение простейших геометрических фигур на нелинованной бумаге;

    ·        вычленение знакомого образа геометрической фигуры из  совокупности фигур по существенным признакам;

    • формирование элементарных навыков чтения геометрических чертежей.

         

           Содержание  программы  призвано  обеспечить  основу для формирования у обучающихся умений работать с различными геометрическими  фигурами  и  объектами, определять их свойства и зависимости; решать геометрические задачи; развивать математическое мышление, умение строить ал­горитм, доказывать, рассуждать; владеть несложной устной и письменной математической речью; знакомить  с  основными  способами деятельности и умением  применять  их  в реальной  действительности.

                Основные содержательные линии:

    ·        геометрические фигуры,

    ·        геометрические величины.

     

     

    СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

     

    I класс (33 часа)

    1.Сравнение  предметов и  групп  предметов. Пространственные          представления.

    Сравнение предметов по размеру (больше - меньше, выше - ниже, длиннее – короче  и  др.),  по  форме (круглый,  квадратный,  треугольный).

    Пространственные представления, взаимное расположение предме­тов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между, рядом  и  другие.

    Направления движения: слева  направо, справа  налево, сверху  вниз, снизу  вверх.

    2.  Геометрические   фигуры.

    Точка. Линии  прямые, кривые, замкнутые  и  незамкнутые. Прямая линия. Практическое изучение свойств  прямой линии. Линии  вертикальные, горизонтальные,   наклонные.

    Луч. Числовой луч. Отрезок прямой. Рассмотрение и изготовление  моделей отрезка путем  перегибания листа бумаги, вырезания  полосок  из  бумаги,  из  кусков  проволоки.

    Преобразование одного предмета в другой заданный предмет или фигуру  путем  перекладывания определенного числа элементов (счетных палочек).

    Представление о  плоском угле. Конструирование моделей угла из палочек, проволоки, бумаги. Отыскивание углов в окружающих предметах. Сравнение  углов «на глаз» и путем наложения.  Выделение равных углов.

    Знакомство с  прямым   углом  и  его  практическим использованием.

    Ломаная линия. Изготовление  модели  ломаной  линии  из  палочек  разной длины, из проволоки. Вычерчивание  ломаной  по заданному ко­личеству звеньев  и  их  длине.  Замкнутая  и  незамкнутая  ломаная  линия.

    Многоугольник: треугольник, четырехугольник и др. Изготовление  моделей  многоугольников  на плоскости из палочек разной длины.  Изготовление  каркасов  многоугольников  из  проволоки  и   пластилина.

    Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат). Получение  моделей этих фигур путем перегибания листа бумаги.  Изготовление  каркасов  этих фигур из проволоки.  Конструиро­вание  геометрических фигур на плоскости  из  счетных  палочек,  преобразование одной  фигуры в другую. Вычерчивание простейших гео­метрических фигур на клетчатой  бумаге по заданным размерам. Разметка  и  вырезание прямоугольника заданных размеров по краю бумаги прямоугольной формы. Изготовление из бумаги  (картона)  из­делий  прямоугольной   формы: закладка для  книг, салфетка,  открытка.

    Построение бордюров из геометрических фигур. Преобразование и  видоизменение  объектов  по  заданным  условиям.

    Изготовление тематических композиций из простейших геомет­рических   фигур.

     

    3.  Геометрические   величины.

    Длина предметов. Сравнение  отрезков «на глаз», наложением, при­ложением, с помощью циркуля. Размещение отрезков  в  порядке  возрастания  (уменьшения)  их  длин.

    Единицы  длины. Вычерчивание  отрезков  заданной  длины. Сантиметр.  Измерение  длины  отрезка  с  помощью  линейки.

    Сравнение длин отрезков с помощью линейки. Вычерчивание  отрезков  разной  длины. Уменьшение (увеличение) длины  отрезка  на  несколько сантиметров.

    Решение  геометрических  задач на сравнение длин отрезков. Геометрическая  разность  двух   отрезков.

    Сложение  отрезков. Нахождение  суммы  длин  двух  отрезков.

                      Знакомство с новой  единицей  длины - дециметром. Соотношение  между  сантиметром  и  дециметром.

                      Конструирование  линейных и  плоскостных  объектов  и предметов из отрезков одинаковой  длины  (счетных палочек),  а  также  из  отрезков  разной  длины  (кусков проволоки).

                      Нахождение длины ломаной, состоящей из 2 - 3 звеньев.

                      Измерение длины и ширины прямоугольника (квадрата). Определение размеров  заготовки  прямоугольной  (квадратной)   формы.

    ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Знать:

    • Название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, чертежный  треугольник, циркуль, ножницы);  правила  безо­пасной  работы   с  перечисленными  инструментами.
    • Название и  назначение   материалов (бумага, картон, проволока и др.)

    Различать:

    • геометрические фигуры: точку, отрезок, прямую и  кривую линии, луч, ломаную линию, треуголь­ник, четырехугольник (в том числе  прямоугольник и квадрат), круг.
    • объекты  по размеру (больше - меньше,  выше - ниже, длиннее - короче), форме (круглый, прямоугольный и т.д.) и  цвету

    Находить  геомет­рические фигуры  в окружающей жизни, на объектах, рисунках, чертежах.

     

    Иметь  представления:

    • о  взаимном  расположении объектов в пространстве: наверху, внизу, справа, слева, перед, за, между.

    ·        видах  углов:  прямой,   острый,  тупой; 

    ·        видах  треугольников:  равносторонний,  разносторонний, равнобедренный;

    ·         замкнутых  и  незамкнутых линиях;

    ·         видах  многоугольников;

    ·         

    Измерять длину отрезка с помощью линейки, строить отрезок заданной длины, прямоугольник (квадрат) по заданным длинам  сторон.

    Уметь:

    ·        Конструировать модели  плоских геометрических фигур, изображать   их  на   бумаге;

    • Собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей (простейшие случаи).
    • Преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному   конечному  результату.
    • Определять материал, из которого изготовлено изделие, назначение изготовленного   изделия.
    • Сгибать бумагу, резать ее ножницами по прямой, по линиям разметки, соблюдая правила безопасности. 
    • Размещать фигуры  прямоугольной формы на прямоугольном листе бумаги,  изготав­ливать  несложные аппликации. 
    • Соблюдать  порядок  на  рабочем  месте  в  течение  всего  урока.

    Устанавливать связи и зависимости:

    ·        между единицами  длины: см и дм.

     

    Вычислять  длину ломаной

    Решать простые геометрические задачи на увеличение, уменьшение длины отрезка на несколько сантиметров, разностное сравнение двух отрезков, на нахождение их суммы.

    Проверять правильность вычислений. Сравнивать результаты своей деятельности с эта­лоном (образцом, правилом). Находить ошибки в решении задачи, устанавливать и устранять их причину.

     

    ЛИЧНОСТНЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ

    ·        способность к творческому решению учебных и практических задач.

    • развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности,
    • формирование интересов.

     

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

     

    Регулятивные универсальные учебные действия:

    • с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
    • учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
    • совместно с учителем формулировать учебную проблему (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий)  и   планировать практическую деятельность на уроке:
    • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
    • учиться работать самостоятельно по предложенному учителем плану;
    • осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов, чертежных инструментов);
    • определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания;
    • вносить необходимые конструктивные доработки.

     

    Познавательные универсальные учебные действия:

    • с  помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
    • сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку;
    • с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач;
    • находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
    • учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового;
    • самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы .


    Коммуникативные универсальные учебные действия:

    • учиться слушать и слышать учителя и одноклассников;
    • совместно   обсуждать предложенную или выявленную проблему;
    • высказывать свое мнение;
    • уметь вести небольшой познавательный диалог по теме занятия;
    • коллективно анализировать объекты;
    • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

     

     

     

    СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

     

    2 класс (34 часа)

     

    IГеометрические   фигуры.

                      Отрезок. Нахождение середины отрезка путем перегибания мо­дели отрезка.   Связь между числом  и  отрезком. Сравнение  отрезков.

                      Ломаная.  Вершины,  звенья  ломаной.

                      Угол. Виды углов: прямой, тупой, острый. Изготовление моделей  угла из  деталей  конструктора. Вычерчивание  на  клетчатой  бумаге прямого, тупого, острого  угла.

                      Прямой угол. Построение прямого угла на нелинованной  бума­ге  с  помощью  угольника.

                      Прямоугольник. Построение прямоугольника на линованной  и  нелинованной бумаге: по кромке листа, отступив от  кромки (края) листа. Свойства   сторон   прямоугольника.

                      Прямоугольник и  квадрат. Характерные  свойства. Получение  квадрата из  бумаги  прямоугольной  формы.

                      Деление прямоугольника с помощью инструментов (линейки, угольника) на прямоугольники меньших размеров, на квадрат и пря­моугольники, на два квадрата  и  на  два  треугольника  и  т.д.

                      Деление квадрата на прямоугольники, квадраты, треугольники.  Изготовление  игры   «Танграм».

                      Конструирование фигур - силуэтов из частей  «Танграма» по расчлененным образцам, по образцам  контурного характера (нерасчлененным),  по   собственному  замыслу  из  1 – 2   наборов  к   игре  «Танграм».

    Разбиение на прямоугольники (квадраты) замкнутых  невыпуклых  фигур, имеющих  только  взаимно  перпендикулярные  стороны.

    Симметричные    фигуры.  Ось  симметрии.

    Выполнение  практической  работы   в  технике  оригами.

    Многоугольник. Углы, вершины, стороны  многоугольника.

    Геометрическая  иллюстрация  умножения  и  деления  на 2  и  на  3.

    Знакомство со схематическим чертежом и технологической  картой.

    Выполнение конструкторских заданий по технологической карте. Выполнение заданий на изменение отдельных элементов   подготовлен­ного  изделия,  на  совершенствование   изделия.

              Окружность  и  круг. Центр. Радиус, диаметр.

     

    2.  Геометрические   величины.

    Длина  отрезка.  Вычерчивание  отрезка  заданной  длины.  Определение длины,  высоты  предметов  « на глаз».

    Решение геометрических  задач  на  сравнение  длин  отрезков.

    Вычерчивание отрезков, длина которых в 2(3) раза больше (меньше)  заданного. (Геометрическая иллюстрация конкретного смысла действий умножения  и  деления.)

    Длина  ломаной.  Сравнение  длин  ломаных  с  помощью  циркуля.

    Единицы  длины: сантиметр, миллиметр, дециметр, метр. Соотношение  между  ними.  Перевод   одних  единиц  в  другие.  Изготовление  складного   метра.

    Конструирование фигур, объектов, сюжетов из отрезков одина­ковой   длины,  из  отрезков  и  геометрических   фигур.

    Вычерчивание прямоугольника (квадрата)  по заданным  размерам.

    Периметр многоугольника. Периметр треугольника, прямоугольника,  квадрата.

     

     

               

    ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Знать:

    • Название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, чертежный  треугольник, циркуль, ножницы);  правила  безо­пасной  работы   с  перечисленными  инструментами.
    • Название и  назначение   материалов (бумага, картон, проволока и др.)
    • Понятия «прямоугольник», «квадрат», «периметр».

    Иметь  представления:

    • о  таких геометрических фигурах, как прямой угол, прямоугольник, квадрат, треугольник, многоугольник, ломаная линия, круг, окружность.  Вычерчивать эти  фигуры по  заданным параметрам.

    Различать:

    ·        виды  углов:  прямой,   острый,  тупой; 

    ·        виды  треугольников:  равносторонний,  разносторонний, равнобедренный;

    ·        виды многоугольников, в том числе прямоугольник и квадрат;

    ·        радиус и диаметр окружности (круга)

    Вычислять  длину ломаной, периметр  многоугольника, в  том  числе  и  прямоугольника (квадрата).

    Уметь:

    • Пользоваться чертёжными инструментами: линейкой, угольником и  циркулем.
    • Чертить, измерять и  сравнивать отрезки,  в  том числе стороны прямоугольника.
    • Чертить ломаную,  состоящую  из 3 - 4 звеньев.
    • Чертить  окружности  по  заданному  радиусу, диаметру.
    •  Вычерчивать прямой угол на линованной и  нелинованной бумаге с помощью угольника.
    • Выполнять построение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге от кромки листа, используя свойство сторон прямоугольника.
    • Делить с помощью линейки и угольника прямоугольник (квадрат) на прямоугольники, квадраты, треугольники меньших размеров.
    • Самостоятельно  изготавливать  несложные  изделия из плоских геометрических фигур по расчленённым образцам, по образцу контурного характера, по собственному замыслу.
    • Читать  несложный схематический чертёж и технологическую карту.
    •  Проводить  анализ  образца  и  изготовленного изделия  по  технологической  карте.
    • Вносить  в  изготовленный  объект  изменения  по  заданным условиям,  по  изменению  функционального  назначения.
    • Соблюдать  порядок  на  рабочем  месте  в  течение  всего  урока.

     

    Устанавливать связи и зависимости:

    ·        между единицами  длины: см и дм, см и мм, дм и мм,  см и м, дм и м.

     

    Решать простые геометрические задачи на увеличение, уменьшение длины отрезка на несколько сантиметров, разностное сравнение двух отрезков, на нахождение их суммы, сравнение периметров геометрических фигур.

    Проверять правильность вычислений. Сравнивать результаты своей деятельности с эта­лоном (образцом, правилом). Находить ошибки в решении задачи, устанавливать и устранять их причину.

     

    ЛИЧНОСТНЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ

    ·        Оценивать результат своей деятельности на эмоционально-рефлексивном уровне.

    ·        Сохранять положительную мотивацию в условиях неудач.

    ·        Проявлять инициативу и познавательную активность.

    • Формировать  интерес к  геометрии  как  науке.

     

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

     

    Регулятивные универсальные учебные действия:

    • с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
    • учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
    • совместно с учителем  или  самостоятельно формулировать учебную проблему (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий)  и   планировать практическую деятельность на уроке;
    •  самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
    • использовать учебник, приборы и инструменты, работая по плану;
    • выполнять действия по развёрнутому плану;
    • осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов, чертежных инструментов);
    • определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания;
    • вносить необходимые конструктивные доработки.

     

    Познавательные универсальные учебные действия:

    • с  помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
    • самостоятельно сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку;
    • разделять целое на элементы, видеть элементы в целом;
    • с помощью учителя и самостоятельно исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач;
    • с помощью учителя и самостоятельно читать простые схемы/таблицы;
    • находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
    • строить ответ на вопрос теоретического характера;
    • самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы .


    Коммуникативные универсальные учебные действия:

    • учиться слушать и слышать учителя и одноклассников;
    • совместно   обсуждать предложенную или выявленную проблему;
    • высказывать свое мнение, обосновывать свою точку зрения;
    • корректировать свою позицию;
    • уметь вести небольшой познавательный диалог по теме занятия;
    • коллективно анализировать объекты;
    • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.


      Используемые  ресурсы:

     

    1.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

    2.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.

    1. Григорьев Д. В., Степанов П. В..    Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – Москва. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
    2.  Жильцова Т.В., Обухова Л. А.  Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс.-М.: ВАКО, 2004.
      1. Пышкало А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах/ А.М. Пышкало// Пособие для учителя. Москва. «Просвещение», 1973 г., стр. 5, 20, 36.
    1. Шадрина  И. В. Принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии. /И. В. Шадрина //Начальная школа . - 2011г. -  № 5. 
    Категория: Обобщение опыта | Добавил: Виолета
    Просмотров: 1011 | Загрузок: 21 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz