Лапшина Елена Александровна
учитель начальных классов Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г.Нолинска"
e-mail: lapshina.elenaaleksandrovna@mail.ru
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В разработке раскрываются возможности технологии визуализации учебной информации на уроках литературного чтения. Отмечена важность использования данной технологии при работе с младшими школьниками. Описаны когнитивные методы визуализации, показаны техники работы на основе визуализации по формированию читательской грамотности в начальной школе, такие как инфографика, скрайбинг и иллюстрирование текста. Предложены авторские приемы визуализации на уроках литературного чтения, которые способствуют достижению обучающимися предметных и метапредметных результатов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. В статье содержатся фрагменты уроков из опыта работы.
«Многие люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что вполне достиг цели».
Иоганн Вольфганг Гёте
Грамотность чтения. Почему сегодня на первый план выдвигается именно эта способность? Это связано с тем, что все универсальные действия базируются на «грамотном чтении» и никакие предметные результаты невозможно достичь без умения «грамотно читать».
Читательская грамотность – способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.
Выделяют три уровня читательской грамотности:
- Ребенок учится читать (период до 10 лет).
- Ребёнок использует полученное умение для обучения (период до 15 лет).
- Ребёнок использует полученное умение для удовольствия и решения собственных задач (на протяжении всей жизни).
Рассмотрим первый уровень читательской грамотности – ребёнок учится читать.
На мой взгляд, значительно облегчить работу по формированию читательской грамотности младших школьников можно посредством визуализации учебной информации, так как ребенок мыслит образами. Именно наглядно-образное мышление более характерно для младших школьников.
Визуализация - это процесс представления абстрактных данных в виде изображений, которые могут помочь в понимании смысла данных.
В отличие от просто наглядности визуализация в образовании рассматривается, как процесс, при котором обучающийся становится субъектом обучения. Именно сам ученик на основе визуального образа сопоставляет факты, анализирует их, ищет причинно-следственные связи, делает выводы. Это своего рода наглядность в действии!
Работа по визуализации информации может идти в двух направлениях:
1) анализ учащимися готового продукта, созданного учителем (дизайнером)- иллюстративный метод визуализации;
2) создание учащимися своего продукта визуализации под руководством учителя – когнитивный метод визуализации.
Иллюстративный метод визуализации
Первый этап обучения чтению — узнавание букв и их декодирование (перевод букв в звуки).
- Прием визуального образа буквы.
Посмотри на букву К:
Есть нога и есть рука.
Второй этап — чтение по слогам.
Поиграем в игру «Живые буквы». Детям на головы надеваются «шапочки» с напечатанными буквами. Ученики выходят к доске и берутся за руки. Дети в классе читают полученные слоги и показывают схему каждого слога.
«Ну – ка Н дай руку А, получилось - НА.
Ну – ка Н дай руку О, получилось - НО.
Ну – ка Н дай руку У, получилось - НУ»
Третий этап — чтение целыми словами и понимание лексического значения слова.
В ходе дидактической игры «Повесь игрушки на ёлочку» обучающиеся на доске подставляют первые буквы к предложенной части слова, каждый раз образуя новое слово. В ходе фронтальной работы выясняем лексическое значение полученных слов: мель, дрель, трель, ягель, щель, цель.
Четвертый этап – чтение и понимание текста.
- Сопровождение чтения художественного произведения просмотром мультипликационного фильма.
В текстах художественных произведений дети часто могут встретить непонятные для них слова. Работу над лексическим значением слов можно провести с опорой на просмотр мультфильма. Показываем отрывок фильма.
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», 2 класс.
«Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает».
Пятый этап - овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста
Когнитивный метод визуализации
- Техника когнитивной визуализации инфографика
Инфографика — это графический способ подачи информации, где ключевую роль играют изображения. При этом помимо изображений могут входить и другие элементы: текст, а также стрелки, диаграммы, блоки и схемы.
Простая визуализация (тип инфографики)
Тема: «Докучные сказки», 1 класс.
Авторский приём «Гармошка»
Вместе читаем докучную сказку «Про сороку и рака». Попробуем разгадать секреты докучных сказок. Для создания инфографа нам потребуется полоска бумаги, складываем её «гармошкой». Читаем сказку и на каждом «слайде» «гармошки» изображаем персонажей, о которых идет речь. Персонажей будем рисовать схематично в виде геометрических фигур.
Сделаем вывод, о каких секретах докучной сказки вы узнали?
Первый вывод: в докучных сказках сюжет повторяется, и герои сказки в каждой части одни и те же.
Второй вывод: у докучной сказки нет конца, её можно продолжать и продолжать.
Расскажите друг другу каким, по-вашему, будет продолжение этой сказки. Дорисуйте пустые слайды. Покажите, что у вас получилось.
Карта (тип инфографики)
Тема: Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник», 4 класс .
Авторский приём визуализации
Читаем начало былины.
«Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький
Дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он
В стольный Киев-град».
Учитель задает детям проблемный вопрос: «Сможет ли Илья Муромец преодолеть это расстояние верхом на лошади к обеду?»
Детям трудно высказать свои предположения, так как они не имеют представления о месторасположении данных географических объектов.
Учитель предлагает рассмотреть историческую карту. Используя масштаб, ученики вычисляют расстояние между городами и приходят к выводу, что это невозможно преодолеть это расстояние к обеду.
Читаем былину дальше и выясняем, что, несмотря на все препятствия, Илья Муромец отобедал в Киеве.
Таким образом ученики знакомятся с литературным приемом - гипербола.
2. Техника когнитивной визуализации скрайбинг
Скрайбинг - это искусство сопровождения произносимой речи «на лету» прямо по ходу чтения текста рисунками фломастером на бумаге или доске. Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними.
Тема: «Русская народная сказка «Три медведя», 1 класс .
Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Три медведя» и научимся её пересказывать. Прослушайте сказку. По ходу чтения учителем делайте небольшие рисуночки, чтобы по ним можно было рассказать сказку. Расскажите сказку по нарисованным вами подсказкам (рисунок ученика).
- Техника визуализации иллюстрирование текста
Тема: Ф.Тютчев «Зима недаром злится», 2 класс.
Авторский приём «Изображение героя по словесному портрету»
Дети читают стихотворение. Определяем главных действующих лиц. Предлагаем ученикам описать, как они себе представляют Зиму и Весну. Ищем строки из стихотворения, где более точно описаны эти персонажи.
«Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…»
Далее ученики изображают Зиму и Весну по словесному описанию (интеграция уроков литературного чтения и ИЗО). Учитель знакомит обучающихся с литературным приёмом – олицетворение.
Наблюдая за деятельностью своих учеников на уроках, я увидела, что урок литературного чтения стал более продуктивным. Все ученики на уроке, максимально вовлечены в самостоятельную практическую деятельность. А главное, дети научились читать и осмысливать прочитанное. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках литературного чтения в начальной школе, но и является гарантией успеха в любой предметной области при переходе в 5 класс, основой развития ключевых компетентностей.
Таким образом, можно сделать вывод, что визуализация служит одним из инструментов формирования читательской грамотности.
|