Персональный сайт Е.А. Лапшиной
Каталог файлов
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Обобщение опыта [7]
Портфолио [0]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Приветствую Вас, Гость · RSS 18.05.2024, 09:12

    Главная » Файлы » Текстовые документы » Обобщение опыта

    Визуализация учебной информации на уроках литературного чтения
    07.11.2023, 21:10

    Лапшина Елена Александровна

    учитель начальных классов  Кировского  областного  государственного общеобразовательного бюджетного  учреждения "Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г.Нолинска"

    e-mail: lapshina.elenaaleksandrovna@mail.ru

     

    ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО  ЧТЕНИЯ  КАК  ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ  ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

     

    В разработке раскрываются возможности  технологии визуализации учебной информации на уроках литературного чтения. Отмечена важность  использования данной технологии при работе с младшими школьниками.  Описаны когнитивные методы визуализации, показаны техники работы на основе визуализации  по  формированию читательской грамотности в начальной школе, такие как инфографика, скрайбинг и иллюстрирование текста. Предложены  авторские приемы  визуализации на уроках литературного чтения, которые способствуют достижению обучающимися  предметных и метапредметных результатов в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом  начального общего образования. В статье содержатся  фрагменты уроков из опыта работы.

     «Многие люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что вполне достиг цели». 

                                                      Иоганн Вольфганг Гёте

                                                                         

    Грамотность чтения. Почему сегодня на первый план выдвигается именно эта способность?  Это связано с тем, что все универсальные действия базируются на «грамотном чтении» и никакие предметные  результаты  невозможно  достичь без умения «грамотно читать».

     Читательская грамотность способность к чтению и пониманию  учебных текстов, умение извлекать информацию из текста,  интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.

     Выделяют три уровня читательской грамотности:

    1. Ребенок учится читать (период до 10 лет).
    2. Ребёнок использует полученное умение для обучения (период до 15 лет).
    3. Ребёнок использует полученное умение для удовольствия и решения собственных задач (на протяжении всей жизни).

    Рассмотрим первый уровень читательской грамотности  – ребёнок учится читать.

    На мой взгляд,  значительно облегчить работу по  формированию читательской грамотности младших школьников можно посредством визуализации учебной информации, так как ребенок мыслит образами. Именно наглядно-образное мышление более характерно  для младших школьников.

    Визуализация - это процесс представления абстрактных данных в виде изображений, которые могут помочь в понимании смысла данных.

    В отличие  от просто наглядности визуализация в образовании  рассматривается, как процесс, при котором обучающийся становится субъектом обучения. Именно сам ученик  на основе визуального образа сопоставляет факты, анализирует их, ищет причинно-следственные связи, делает выводы. Это своего рода наглядность в действии!

     Работа по визуализации  информации может идти в двух направлениях:

    1) анализ учащимися готового продукта, созданного учителем (дизайнером)- иллюстративный метод визуализации;

    2) создание  учащимися своего  продукта визуализации под руководством учителя – когнитивный метод визуализации.

     

    Иллюстративный  метод  визуализации

    Первый этап  обучения чтению — узнавание  букв  и  их декодирование (перевод букв в звуки).

    • Прием визуального образа буквы.

     

    Посмотри  на  букву  К:
     Есть  нога  и  есть  рука.

     

    Второй этап —  чтение по слогам.

    • Прием «Живые буквы»

    Поиграем  в  игру «Живые буквы». Детям на головы надеваются «шапочки» с напечатанными  буквами. Ученики  выходят к доске и  берутся за руки. Дети  в классе читают полученные слоги и показывают схему каждого слога.

    «Ну – ка Н дай руку А, получилось  - НА.

    Ну – ка Н дай руку О, получилось  - НО.

    Ну – ка Н дай руку У, получилось  - НУ»

     

     

    Третий этап — чтение целыми  словами  и понимание  лексического значения слова.

    • Прием «Составь слово»

    В ходе дидактической игры «Повесь игрушки на ёлочку» обучающиеся на доске подставляют первые буквы к предложенной части слова, каждый раз образуя новое слово. В ходе фронтальной работы выясняем лексическое значение полученных слов: мель, дрель, трель, ягель, щель, цель.

     

     

    Четвертый этап – чтение и понимание текста.

    • Сопровождение чтения художественного произведения просмотром  мультипликационного  фильма.

    В текстах художественных произведений дети часто могут встретить непонятные для них слова. Работу  над лексическим значением слов можно провести с опорой на просмотр мультфильма. Показываем отрывок  фильма.

    А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», 2 класс.

    «Воротился старик ко старухе.
    Что ж он видит? Высокий терем.
    На крыльце стоит его старуха
    В дорогой собольей душегрейке,
    Парчовая на маковке кичка,
    Жемчуги огрузили шею,

    На руках золотые перстни,
    На ногах красные сапожки.
    Перед нею усердные слуги;
    Она бьет их, за чупрун таскает».

                                                                       

    Пятый   этап - овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста

    Когнитивный метод  визуализации

    1. Техника  когнитивной   визуализации  инфографика

    Инфографика — это графический способ подачи информации, где ключевую роль играют  изображения. При этом помимо изображений  могут входить и другие элементы: текст, а также стрелки, диаграммы, блоки и схемы.

    Простая визуализация (тип инфографики)

    Тема: «Докучные сказки», 1 класс.

    Авторский  приём «Гармошка»

    Вместе  читаем  докучную  сказку  «Про сороку и рака».  Попробуем разгадать секреты докучных сказок. Для создания инфографа  нам потребуется полоска бумаги, складываем её «гармошкой». Читаем сказку  и  на каждом «слайде» «гармошки» изображаем персонажей, о которых идет речь. Персонажей будем рисовать схематично в виде геометрических фигур.

     

              

    Сделаем  вывод, о каких  секретах  докучной сказки вы узнали?

    Первый  вывод: в докучных сказках сюжет повторяется,  и герои сказки  в каждой части одни и те же.

    Второй  вывод: у докучной сказки нет конца, её можно продолжать и продолжать.

    Расскажите друг другу каким, по-вашему, будет продолжение этой сказки. Дорисуйте пустые слайды.  Покажите, что у вас получилось.

     

    Карта (тип  инфографики)

    Тема: Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник», 4 класс .

    Авторский приём визуализации

    Читаем  начало былины.

    «Из того ли то из города из Мурома,

    Из того села да Карачарова

    Выезжал удаленький

    Дородный добрый молодец.

    Он стоял заутреню во Муроме,

    Ай к обеденке поспеть хотел он

    В стольный Киев-град».

    Учитель задает детям проблемный  вопрос: «Сможет ли Илья Муромец преодолеть это расстояние  верхом на лошади к обеду?»

    Детям трудно высказать свои предположения, так как они не имеют представления о месторасположении данных географических объектов.  

    Учитель предлагает  рассмотреть историческую карту.  Используя масштаб, ученики вычисляют  расстояние между городами и  приходят  к выводу, что это невозможно преодолеть это расстояние к обеду.

     

    Читаем былину дальше и выясняем, что, несмотря на все препятствия, Илья Муромец отобедал в Киеве.

    Таким образом  ученики  знакомятся с литературным приемом -  гипербола.

     

    2. Техника  когнитивной визуализации  скрайбинг

    Скрайбинг - это искусство сопровождения произносимой речи «на лету» прямо по ходу чтения текста рисунками фломастером на бумаге или доске. Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и  взаимосвязи  между ними.

    Тема: «Русская народная сказка «Три   медведя»,  1 класс .

    Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Три медведя» и научимся её пересказывать. Прослушайте сказку. По ходу  чтения учителем делайте небольшие рисуночки, чтобы по ним можно было рассказать сказку. Расскажите сказку по нарисованным вами подсказкам (рисунок ученика).

     

     

    1. Техника  визуализации  иллюстрирование  текста

    Тема: Ф.Тютчев «Зима недаром злится», 2 класс.

    Авторский приём «Изображение героя по словесному портрету»

    Дети читают стихотворение. Определяем главных действующих лиц. Предлагаем ученикам  описать, как они себе представляют Зиму и Весну. Ищем строки из стихотворения, где более точно описаны эти персонажи.

    «Взбесилась ведьма злая

    И, снегу захватя,

    Пустила, убегая,

    В прекрасное дитя…»

    Далее  ученики  изображают   Зиму и Весну по словесному описанию (интеграция  уроков  литературного чтения и ИЗО). Учитель знакомит обучающихся с  литературным  приёмом – олицетворение.

     

    Наблюдая за деятельностью своих учеников  на уроках, я  увидела, что урок  литературного чтения  стал более  продуктивным. Все ученики на уроке, максимально вовлечены в самостоятельную практическую деятельность. А главное, дети научились читать и осмысливать прочитанное. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках литературного чтения в начальной школе, но и является гарантией успеха в любой предметной области при переходе в 5 класс, основой развития ключевых компетентностей.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  визуализация служит одним из инструментов формирования читательской грамотности.

     

    Категория: Обобщение опыта | Добавил: Виолета
    Просмотров: 36 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz